Цены на сельскохозяйственные продукты

Цены на сельскохозяйственные продукты образуются согласно особым принципам и процедуре. В подавляющем большинстве стран РЭ эти цены складываются - в отличие от цен на другие товары - не свободно, а регулируются государством. В странах Европейского сообщества (ЕС) цены на сельскохозяйственные продукты регулируются в соответствии с Общим рынком сельскохозяйственных товаров.

Цели государственного вмешательства - это сохранение и повышение среднедушевого дохода занятых в сельском хозяйстве, а также обеспечение снабжения населения продуктами сельского хозяйства по умеренным ценам. В ЕС эти цели стремятся осуществить посредством изоляции рынка сообщества от мирового рынка, уравновешивания спроса и предложения в границах ЕС, стабилизацией цен на сельскохозяйственные продукты. Согласно этому, различают несколько видов цен на сельскохозяйственные продукты.

Так на сельскохозяйственное производство пытаются влиять определением установочных цен для оптовой торговли. Речь идет не о гарантированных ценах, а лишь о "целевых" ценах, к которым желательно приблизить фактические рыночные цены. Такую же роль играют ориентировочные цены (ЕС) на говядину, телятину и вино, служащие достижению желательного уровня цен. Базисные цены выражают уровень цен, при котором прибегают к государственному вмешательству на рынках свинины, овощей и фруктов. Цель установления пороговых цен состоит в том, чтобы импорт из третьих стран предлагался по ценам не ниже установочных (или ориентировочных). Пороговая цена образуется путем вычитания из "целевой" цены транспортных расходов, связанных с перевозкой от соответствующей границы до центра рынка сбыта импортного товара, а также возможных издержек по сбыту.

Разность между ценой предложения СИФ (относительно границы) и пороговой ценой подпадает под разного рода изъятия. Наоборот, могут выплачиваться возмещения для поощрения или облегчения экспорта в третьи страны. Чтобы предотвратить чрезвычайно низкие цены на импортируемые продукты переработки животноводческой продукции, устанавливаются специальные шлюзовые цены. Если цена предложения третьих стран франко-граница падает ниже этой цены, разница может изыматься. В случае импорта фруктов и овощей функции шлюзовых цен выполняют справочные цены, выводимые из средних цен предшествующего периода для представительных местных рынков.

Для регулирования объемов предложения в торговле стран ЕС служат, наконец, интервенционные цены. По этим ценам обязаны производить закупки государственные закупочные органы, то есть в данном случае речь идет о гарантированных минимальных ценах. Они всегда несколько ниже установочной цены, ориентировочной цены, базисной цены и, соответственно, пороговой цены.

В странах ЦПЭ установление цен на сельскохозяйственные продукты относится к сфере государственной политики цен. В странах с обязательными поставками сельскохозяйственных продуктов существует, как правило, двойная система цен. На продукты, сдаваемые производителями в порядке обязательных поставок, устанавливаются заготовительные цены. Дополнительно поставляемые продукты могут закупаться по закупочным ценам, которые значительно выше заготовительных. Такое установление цен в некоторых странах было заменено системой единых цен производителей.

Так как в большинстве стран розничные цены на сельскохозяйственные продукты по социально-политическим соображениям поддерживаются на относительно низком уровне, закупочные цены нередко превосходят розничные, и возникает необходимость обширных дотаций из государственного бюджета. Тяжелое бремя дотаций, лежащее на бюджете, а также стремление привести цены в соответствие с издержками производства, побудили некоторые страны к различным мероприятиям, направленным на смягчение жесткого централизованного образования цен на сельскохозяйственные продукты (выделение некоторых групп товаров, реализуемых по свободным ценам и т.д.).




Вернуться