Сегодня среда, 18.05.2022: публикаций: 25722
08.09.2021 15:53
Документы.
Просмотров всего: 21765; сегодня: 49.

Согласие заемщика на рекламу не должно быть автоматическим

Согласие заемщика на рекламу не должно быть автоматическим

Кредиторам следует оформлять согласие заемщика на рекламу в виде отдельного документа или формы на сайте, с указанием срока действия этого разрешения, не допуская при этом условия о его автоматической пролонгации, сообщает пресс-служба ЦБ РФ.

Об этом говорится в совместном информационном письме Банка России и Федеральной антимонопольной службы, которое направлено банкам, микрофинансовым организациям, кредитным кооперативам и ломбардам.

Практика, при которой кредитор включает условие о согласии заемщика на получение рекламы в текст договора или заявления о выдаче кредита или займа, является недобросовестной.

Для согласия, включенного в договор или заявление, должна предусматриваться отдельная подпись или отметка под перечнем конкретных распространителей рекламы. Рекомендуется также указывать, что отказ заемщика от рекламы не повлияет на одобрение кредита или займа, отмечается в письме.

Текст документа:

Центральный банк Российской Федерации

№ ИН-06-59/70

Федеральная антимонопольная служба

№ АК/75514/21

Информационное письмо о согласии на получение рекламы от 6 сентября 2021 года

Кредитным организациям

Микрофинансовым организациям

Кредитным потребительским кооперативам

Сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам

Ломбардам

Банк России и ФАС России по результатам анализа согласии на получение рекламы1 от кредитных организаций, микрофинансовых организаций, кредитных       потребительских кооперативов, сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, ломбардов (далее — кредиторы) и третьих лиц, предоставляемых заемщиками кредиторам при заключении договоров потребительского кредита (займа) (далее — Согласие на получение рекламы), рекомендуют кредиторам в целях обеспечения соблюдения прав и законных интересов заемщиков при взаимодействии с ними учитывать следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Под рекламой в силу пункта 1 статьи 3 Закона о рекламе понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 1 статьи 441 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи)) (далее — Закон о связи) рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи (далее также — рассылка) должна осуществляться при условии получения предварительного согласия абонента, выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих этого абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение рассылки.

При этом на практике возникают случаи, когда Согласие на получение рекламы включается в текст договора потребительского кредита (займа), заявления о предоставлении потребительского кредита (займа) или иного документа, оформляемого в связи с получением потребительского кредита (займа), при этом заемщику не предоставляется право отказаться от дачи Согласия на получение рекламы,

Учитывая необходимость получения предварительного согласия абонента (адресата) — заемщика в силу вышеуказанных положений Закона о рекламе и Закона о связи, полагаем, что отсутствие у заемщика возможности выразить свое несогласие на распространение рекламной информации при заключении договора потребительского кредита (займа) является недобросовестной практикой.

Если Согласие на получение рекламы включается в текст договора потребительского кредита (займа), заявления о предоставлении потребительского кредита (займа) или иного документа, в том числе в форме электронного документа (в случае предоставления потребительского кредита (займа) посредством дистанционных (цифровых) каналов), рекомендуем кредиторам обеспечить возможность проставления заемщиком отдельной подписи (отметки о согласии) в отношении перечня конкретных рекламораспространителей в лице кредитора (третьих лиц), на получение рекламы от которых заемщик соглашается (далее — перечень рекламораспространителей). Вместе с тем наилучшей практикой полагаем получение Согласия на получение рекламы посредством оформления отдельного документа, а в случае взаимодействия при предоставлении потребительского кредита (займа) посредством дистанционных (цифровых) каналов — отдельной формы на сайте кредитора в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

При этом при проставлении подписи (отметки о согласии) полагаем целесообразным предоставить заемщику возможность отказаться от получения рекламы от кредитора (третьих лиц), указанных в перечне рекламораспространителей.

Принимая во внимание право заемщика требовать прекращения распространения рекламы в свой адрес, предусмотренное частью 1 статьи 18 Закона о рекламе, рекомендуем отражать в Согласии на получение рекламы информацию о наличии у заемщика указанного права. Также целесообразно отражать право заемщика на установление срока действия Согласия на получение рекламы посредством указания периода времени, в течение которого оно действует. Кроме того, рекомендуем не допускать включения в Согласие на получение рекламы условия об автоматической пролонгации его срока действия, а также отражать информацию о том, что отказ заемщика от дачи Согласия на получение рекламы не является основанием для отказа в предоставлении потребительского кредита (займа).

Настоящее информационное письмо подлежит опубликованию на официальных сайтах Банка России и ФАС России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Первый заместитель Председателя Банка России С.А. Швецов

Заместитель Руководителя ФАС России А.Б. Кашеваров

1 В том числе информации о новых акциях, продуктах и услугах и т.п.


Согласие заемщика на рекламу не должно быть автоматическим

Согласие заемщика на рекламу не должно быть автоматическим

Согласие заемщика на рекламу не должно быть автоматическим

Согласие заемщика на рекламу не должно быть автоматическим


Ньюсмейкер: Национальное деловое партнерство "Альянс Медиа" — 9343 публикации
Сайт: cbr.ru/press/event/?id=12192
Поделиться:

Интересно:

О контролируемых сделках необходимо уведомить налоговую инспекцию
18.05.2022 17:11 Консультации
О контролируемых сделках необходимо уведомить налоговую инспекцию
В соответствии с налоговым законодательством компании, предприниматели и физические лица, не имеющие статуса предпринимателя, обязаны ежегодно уведомлять налоговую инспекцию о совершённых ими контролируемых сделках. ИФНС России по г. Архангельску напоминает, что 20 мая 2022 года истекает срок...
18.05.2022 16:26 Товары и услуги
«Балтийский лизинг» заключил соглашение о сотрудничестве
Филиал «Балтийского лизинга» в Калининграде подписал соглашение о сотрудничестве с Центром поддержки предпринимательства Калининградской области. Взаимодействие двух организаций будет направлено на развитие бизнеса в регионе. «Наибольшую долю в клиентском портфеле «Балтийского лизинга»...
Лидеры кейтеринга ищут решения
18.05.2022 13:25 Мероприятия
Лидеры кейтеринга ищут решения
16 мая в новосибирском центре «Мой бизнес» впервые в истории состоялся отраслевой форум «Кейтеринг Сибири-2022», участники которого сформулировали ряд срочных инициатив. Форум прошел при поддержке Минпромторга Новосибирской области, департамента инвестиций, потребительского рынка, инноваций и...
«Выберу.ру»: рейтинг лучших дебетовых карт кешбэком в апреле 2022
17.05.2022 20:36 Аналитика
«Выберу.ру»: рейтинг лучших дебетовых карт кешбэком в апреле 2022
Аналитики «Выберу.ру» (www.vbr.ru входит в тройку крупнейших финансовых маркетплейсов страны) составили рейтинг банков, предлагавших наиболее выгодные людям дебетовые карты с кешбэком. В ходе исследования эксперты финансового маркетплейса «Выберу.ру» изучили текущие параметры продуктов Топ-100...
Различия между допросом и дачей объяснений о которых нужно знать
16.05.2022 23:39 Консультации
Различия между допросом и дачей объяснений о которых нужно знать
Основатель и руководитель «ФинЛоу Консалтинг» кандидат экономических наук Самвел Айрапетян рассказывает, что в последнее время в практике компании участились случаи вызова клиентов налогоплательщиков в правоохранительные органы (чаще всего в ОЭБ и ПК ГУ МВД России) для дачи...